1. Об учреждении
  2. Новости
  3. Новости
  4. Психологическая поддержка онкологических больных: как наладить нужный диалог между врачом и пациентом
Июль 3, 2015 Просмотров: 1284


29 июня на базе ГБУЗ «Республиканский клинический  онкологический диспансер» был проведен семинар «Психологические аспекты онкологической помощи».

Лектор: Когония Лали Михайловна, д.м.н., профессор кафедры онкологии ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, профессор кафедры «Паллиативная терапия» Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова

Постановка диагноза онкологического заболевания – это большой психологический шок, как для пациента, так и для его родных. Наряду с этим у больных возникает целый ряд проблем, связанных с социальной адаптацией и оказывающих значительное влияние на качество жизни и приверженность лечению. О том, почему онкологам так важно уметь налаживать с пациентом грамотную коммуникацию, а также о способах достижения этой цели и механизмах выстраивания психологической защиты шла речь во время тематического семинара, организованного фармацевтической компанией Лилли.

Психологическая поддержка необходима больному на всех этапах болезни – от постановки диагноза до периода реабилитации и восстановления, а также при её тяжелом течении и неблагоприятном прогнозе. Итоговые результаты терапии во многом зависят от того, каким образом будет оказана данная поддержка, поэтому только грамотно выстроенная коммуникация между врачом и пациентом позволит увеличить шансы на благоприятный исход лечения.

При коммуникации с пациентом необходимо учитывать не только психологические проблемы пациентов, но также и типологические особенности.

В ходе семинара были рассмотрены следующие типологические особенности:

  1. Синтонные пациенты, отличающиеся эмоциональной открытостью, жизнерадостностью, легко адаптирующиеся к травмирующей ситуации.
  2. Циклотимные пациенты, характеризующиеся частой сменой настроения, легко впадающие в депрессию.
  3. Пациенты возбудимого типа
  4. Пациенты с истероидными чертами, отличающиеся  вытеснением информации о наличии заболевания, отрицанием ее.
  5. Тревожно-мнительные пациенты, демонстрирующие неопределенную установку по отношению к диагнозу с полной покорностью судьбе.

Крайне важным аспектом в коммуникации между онкологом и пациентом является профилактика синдрома эмоционального выгорания и появления у врача чувства личной отстранённости от своего больного, ведь активно общаясь с различными людьми, врач полностью принимает на себя их психологические проблемы.

 

 

Лали Михайловна Когония, д.м.н., профессор кафедры онкологии ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, профессор кафедры «Паллиативная терапия» Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова:

«Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – очень частое явление. Выгорание поражает 30-90% медицинских работников. Распространенность данного недуга у онкологов составляет 80%.

Стресс у онкологов в первую очередь связан с огромной ответственностью за жизнь и здоровье пациентов из-за длительного пребывания в поле отрицательных эмоций - страдания, боли, отчаяния и смерти, неравномерного режима работы с ночными и суточными дежурствами.

Эмоциональное выгорание – это механизм психологической защиты, заключающийся в полном или частичном исключении эмоций в ответ на избранные психотравмирующие действия.

Основные факторы, способствующие развитию СЭВ - личностные, ролевые и организационные.

Установлена связь между ролевой конфликтностью,  ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием.

Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия резко возрастает риск развития СЭВ даже при существенно низкой рабочей нагрузке.

Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

Основными признаками синдрома эмоционального выгорания являются предельное истощение, чувство личностной отстраненности от пациентов и работы, а также

ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений. Безусловно, что врачи, работающие с онкологическими больными, испытывают огромный психологический прессинг, поэтому им совершенно необходимо научиться ограждать свою психику от стрессовых ситуаций.

Для того чтобы защитить свою психику от получения излишних негативных эмоций, необходимо проводить регулярную психологическую профилактику. Необходимо работать над  улучшением навыков борьбы со стрессом после критического события, делать физические упражнения, выделять адекватное количество времени для сна, регулярно отдыхать, обучаться техникам релаксации, умению разделить с пациентом ответственность за результат, а также умению уменьшать ложные ожидания. Не менее важными факторами являются наличие хобби и поддержание стабильных партнерских (семейных) и социальных отношений».

 

Справка о компании

Лилли – ведущая инновационная фармацевтическая корпорация, которая вот уже более 135 лет остаётся приверженной разработке препаратов, помогающих значительно улучшить качество жизни пациентов. Инновационные продукты компании направлены, прежде всего, на удовлетворение медицинских потребностей пациентов в области эндокринологии, онкологии, психиатрии, неврологии и урологии. ЛекарственныепрепаратыЛиллипредставленыв 125 странах.

www.lilly.ru

The innovation driven pharmaceutical company, Lilly has remained dedicated to creating medicines that help improve peoples’ quality of life for more than 135 years. Innovative products of the company focus on meeting medical needs in the fields of diabetes, oncology, neuroscience and urology. Lilly products are marketed in 125 countries.

www.lilly.ru

ONCO-PM-706-2015-07-02